История факультета

История филологического образования в Адыгее датируется  с послереволюционных лет. В связи с введением всеобщего начального обучения  обостряется проблема подготовки педагогических кадров, особенно учителей русского языка и литературы.  В связи с этим организуются краткосрочные учительские курсы. В подготовке кадров  большую помощь оказывают высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, куда направляется талантливая молодежь. В 1925 году создается Адыгейский педагогический техникум. Важную роль сыграло  открытие в Краснодарском педагогическом институте (1931 г.) двух адыгейских отделений (филологического и биологического).

И все же ситуация в образовании остается сложной. Значительное число преподавателей школ не имело должной квалификации, а часть учебных заведений была лишена профессиональных учительских кадров. С этим связано открытие в 1940 году Майкопского учительского института с тремя кафедрами:  языка и литературы,  марксизма-ленинизма и  педагогики и психологии. В этом же году был сделан первый набор, 60 человек на отделение  языка и литературы. Из 14 преподавателей кафедр двое имели ученое звание доцента – Дауд Алиевич Ашхамаф, заведующий кафедрой языка и литературы, и Юсуф Кадырович Намитоков, возглавивший кафедру педагогики и психологии.

Адыгейский государственный университет, главный вуз республики,  с первых дней своего рождения имел, как видно, филологическое лицо. Конечно, это было связано с необходимостью практического решения поставленной временем исторической задачи - готовить квалифицированных учителей, способных научить  грамоте и таким образом вывести народ на долгожданную дорогу овладения знаниями. Именно язык и литература могли помочь найти путь к книге, которая являлась фундаментом общечеловеческой культуры.

Важно заметить, что уже тогда, на начальном этапе деятельности нового учебного заведения проявилось в полной мере и другое важнейшее назначение устного и письменного слова  – утверждение настоящего социального статуса человека, формирование толерантной  личности с широкой эрудицией и высокими нравственными качествами. Это стало  определяющим для атмосферы национального вуза, начавшего свое формирование в исторически сложных условиях  северокавказского региона. Высшее назначение слова как воспитательного фактора проявилось уже после первого года обучения. Началась война, и многие преподаватели и студенты молодого вуза пошли добровольцами на фронт.

Сложившаяся таким образом ситуация позволила вузу  в это трудное военное и  послевоенное время решать главную задачу образования на юге России – формирование многонациональной интеллигенции, способной оказать решающее влияние на просвещение народа и  создание особого культурного типа личности. Об этом свидетельствует то, что среди выпускников института в это время - будущий первый секретарь обкома партии Н. А. Берзегов, секретарь обкома А. Аутлев, главные редакторы областных газет, известные журналисты И. Хуажев, Д. Андрухаев, писатели А. Гадагатль, К. Жане, научные работники, преподаватели вузов А. Киселев, Е. Заровная, В Соломкин, известные ученые З. Керашева, У. Зекох, Ю. Тхаркахо, М. Меретуков и др. В востребованности выпускников, в активной их вовлеченности в жизнь проявилась важнейшая социокультурная функция регионального национального вуза, который уже на этом этапе ставит задачу сохранить исторические ценности этноса и далее восполнить, развить, интегрируя их  в общечеловеческую культуру.

Уже к началу 60-х гг. филологический факультет и в целом институт проводит свою деятельность в новом качестве, что стало результатом целенаправленной работы и властей, и общественности, и всего коллектива учебного заведения. В 1953 году на филологическом факультете открывается адыгейское, отделение, а в 1955 создается кафедра адыгейского языка и литературы.

Новый, высокий статус высшего учебного заведения, востребованный острой потребностью в педагогических кадрах и узаконенный решением Советского правительства в начале этого нового периода, – Адыгейский государственный педагогический институт  - был в полной мере подтвержден  дальнейшей активной работой и всесторонним развитием.

Важнейшим направлением деятельности в это время становится системное кадровое и программно-методическое обеспечение учебного процесса. Определяющим фактором развития  филологического факультета становится помощь квалифицированных специалистов, прибывших из Москвы и Ленинграда по разнарядке министерства.    Среди них - видный ученый в области культуры речи Т. А. Ладыженская, известный кавказовед Г. Ф. Турчанинов, выпускница  Ленинградского университета Г. К. Евстифеева, прекрасные преподаватели-филологи З. Ф. Бовыкина, В. А. Флоровская, С. Ю. Адливанкин, Е. Е. Фиалковский и др. Они оказывают заметное влияние на улучшение качества учебного процесса, организацию  научной, научно-методической и издательской деятельности. Свежую струю в научную и образовательную деятельность внесли  преподаватели, закончившие аспирантуру и со временем защитившие кандидатские диссертации М. Ш. Кунижев, Ф. Г. Никитина, Т. Н. Чамоков, М. Х. Хижуховская, Р. Ю. Намитокова, Л. Х. Цыпленкова, К. Г. Шаззо, З. У. Блягоз, А. Ш. Бузаров, А. С. Схакумидов, А. Х. Зафесов, Л. Г. Мамий и др.  В конце 60 - 70-е гг. появляются первые доктора наук: З. И. Керашева, А. К. Ячиков, З. У. Блягоз, К. Г. Шаззо.

Условия для наращивания темпов подготовки специалистов были созданы и через  укрепление материально-технической базы. Были построены учебный корпус, новые здания общежитий. Введены в действие  кабинеты, лаборатории. Появились базовый спортивно-оздоровительный лагерь, современная столовая, поликлиника. Значительно увеличивается контингент студентов-очников. Их подготовка ведется по 10 учительским специальностям. За 1980-1989 годы общеобразовательная школа страны получила из  института около 7 тысяч квалифицированных специалистов. Адыгейский государственный педагогический институт становится, таким образом, одним из признанных центров  подготовки педагогических кадров России.

В системе образовательной деятельности особое внимание по-прежнему уделялось студенту, его подготовке к профессиональной деятельности, привлечению к научной работе, улучшению условий труда и отдыха. Большое значение придается на филологическом факультете   художественному творчеству, формированию и развитию навыков литературной работы в прозе, поэзии, художественном переводе. Не случайно, что из стен факультета в это время выходят известные впоследствии писатели Н. Куек, Р. Нехай, Н. Багов, Х. Теучеж, М. Емиж, критики и литературоведы Т. Чамоков, К. Шаззо, К. Анкудинов, Х. Тлепцерше и др. Так сохранялись и восполнялись лучшие традиции филологического знания - избежать односторонности в образовании,   формировать человека не просто профессионального, а, прежде всего, нравственного с широкой эрудицией, позволяющей человеку пребывать и развиваться на различных культурных уровнях.

Результаты такой деятельности  сказались на судьбах выпускников. Большинство из них не просто устояло в непростых условиях переменчивой реальности. Многие из них успешно работают по специальности. И это показательно и очень  важно. Преданным до конца благородной учительской профессии оказались С. Наниз, Н. Чич, Л. Лужнова, В. Лебедь и др. Ю. Горбачев трудится директором школы в поселке Трехречном  Майкопского района, В. М. Головко, доктор филологических наук, профессор, заведует кафедрой русской литературы Ставропольского государственного университета. Другие смогли перестроиться,  найти свою нишу, реализовать себя как личность в разных, порой неожиданных сферах жизнедеятельности. Мурат Кукан, известный актер, возглавляет Национальный театр Республики Адыгея,   Н. Ф. Ващенко – заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм», О. Ю. Латышев – научный сотрудник одного из исследовательских институтов Москвы, А. К. Тхакушинов, защитивший докторскую диссертацию по социологии и проработавший ректором Майкопского технологического университета, трудится на высоком посту Главы Республики Адыгея.   

Все это стало подтверждением правильности выбранной концепции филологического образования, являющегося основой для формирования культурного типа личности, востребованного, обладающего широкими знаниями и  способного добиваться достойного места в жизни.

Динамичное и всестороннее развитие института, целенаправленная деятельность коллектива, усилия общественности и руководства республики предоставили со временем возможность реализовать важнейшую задачу -    повышение статуса вуза до классического университета.  Модель нового учебного заведения потребовала действенную инфраструктуру, ориентированную на современную научную и образовательную траекторию развития.

Быстрому продвижению по избранному пути содействовало то, что к руководству вузом пришли в это время руководители новой формации, люди прагматичные,  с сильным поисковым импульсом, владеющие научными, инновационными методами управления. Это ректор университета Р. Д. Хунагов, проректоры К. Д. Чермит, А. В. Шаханова и др.   Не менее важным было создание за короткий промежуток времени эффективного управленческого механизма, способного реализовать вставшие вопросы.

Был обозначен и важнейший принцип современного университетского образования – обучение на основе науки. Именно формирование  инновационного университета, совмещающего учебную и исследовательскую деятельность, могло разрешить главную проблему - подготовку не просто специалиста, а формирование человека эрудированного, способного трудиться в разных сферах жизни и решать самые сложные гуманитарные задачи.

Все это потребовало  целенаправленной работы всего  коллектива. Заметно активизировалась научно-исследовательская деятельность. Появились десятки  научных школ,  проблемные исследовательские лаборатории, научно-образовательные центры, позволяющие проведение наукоемких и прикладных исследований. Заработали аспирантура и докторантура, были открыты по ряду специальностей советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Со временем основывается научно-исследовательский институт комплексных проблем, формирующий направление инновационных исследований. Успешно издается рецензируемый и реферируемый научный журнал «Вестник АГУ», включенный в Перечень  изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования  и науки РФ. Наконец, открывается современная научная библиотека, которая с ее уникальными возможностями доступа к глобальным информационным ресурсам становится основой модернизации учебно-исследовательского процесса.

Созданная таким образом образовательная и научно-исследовательская инфраструктура позволила в короткий срок реорганизовать и модернизировать учебный процесс, обеспечивающий  соответствующее времени качество образования и конкурентоспособность выпускника.

Филологический факультет с большим опытом, крепким кадровым потенциалом и академическими традициями успешно прошел путь к формированию новых направлений в рамках инновационного университета. На факультете в настоящее время функционирует три направления: Филология, журналистика, Реклама и связи с общественностью. Успешной работе всех подразделений содействует отношение  к филологии как к базовой науке, определяющей качество всего высшего образования, и продуманная  программа, предусматривающая сохранение привычных приоритетов классического российского образования - фундаментальности знания, большого кругозора и умения мыслить.

Важным далее оказался  выбор, предоставленный новым поколением образовательных программ, - снять перегородки между дисциплинами, к примеру, между литературой и историей, литературой и искусством. Таким образом коллектив стремился уйти от идеологизированности учебного  процесса, замкнутой специализации.

Движение к интеграции  и междисциплинарности, что не менее важно, способствовало еще большему введению этических проблем в нашу ценностную систему на равных правах с профессиональными. Это было сохранением и развитием фундаментальных традиций филологического образования. Ведь приверженность высоким нравственным идеалам всегда определяла нашу деятельность на разных  этапах ее развития! Студент для преподавателя здесь  всегда был и остается прежде всего человеком. Между ними сохраняются и сейчас доверительные, корректные отношения. Более того, здесь царит особый «филфаковский» дух, атмосфера душевная и интеллигентная.