Кафедры филологического факультета

Кафедра русского языка

Кафедра русского языка является одной из старейших кафедр университета, выросшей вместе с его становлением и ростом. Создана была кафедра русского языка и литературы в 1940 году, а в 1962 году она разделилась на две самостоятельные кафедры – кафедру русского языка и кафедру русской и зарубежной литературы.

В разное время кафедру возглавляли: В.А.Флоровская (1962-1964), М.И. Герасименко (1964-1967), З.У. Блягоз (1967-1977), В.А. Флоровская (1977-1979), Л.М. Афасижева (1979-1994), Р.Ю. Намитокова (1994-2011).

С 2011г. кафедру возглавляет кандидат филологических наук, доцент Зулейхан Кимовна Беданокова. В настоящее время  на кафедре работают 9 преподавателей: доктор филол.наук, проф. Р.Ю.Намитокова, кандидаты филол.наук, доценты И.В. Архипова, Л.В. Копоть, С.В. Ляпун, Е.А. Сокур А.А. Адзинова; кандидаты педагогических наук, доценты Е.Д. Шеватлохова, Б.А. Шеожева.

Проф. Р.Ю. Намитокова является членом диссертационного совета по соответствующим специальностям.

За годы деятельности кафедрой подготовлено 1 доктор наук и 24 кандидата наук.  

Активно ведется научная работа со студентами, которые принимают участие не только в работе студенческой научной конференции, в научно-практических конференциях и семинарах (организованных кафедрой), всероссийских предметных Олимпиадах по русскому языку,  но и отправляют свои работы на всероссийские конкурсы, становясь их лауреатами (С.С. Доюнова, Д.С. Бельченко – н. рук. проф. Р.Ю. Намитокова; А.А. Александрова – н. рук. И.В. Архипова, А.Г. Баромыченко- н.рук. З.К. Беданокова).  Студенты, плодотворно занимавшиеся научной работой с первых курсов, затем становятся аспирантами и соискателями кафедры.

Основные научные направления кафедры:

1. Проблемы региональной ономастики. С учетом регионального компонента по этой проблематике создан учебно-методический комплекс из двух книг - для учащихся и для учителей - «В мире имен собственных» для проведения интегративного лингво-исторического факультатива в школе.

Кафедра проводит с 1998 г. раз в два года становящиеся традиционными научно-практические конференции по общей и региональной ономастике с привлечением ученых Северного Кавказа, молодых исследователей и талантливых студентов и изданием материалов конференции. В 2016 г. проводится X Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики», посвященная юбилею Р.Ю. Намитоковой.

В 2000 г. вышел словарь-справочник личных имен «Наши имена» на 2-х языках. Словарь содержит более 3000 личных имен, которые отражают наиболее полно адыгейский антропонимикон и перечень популярных русских имен конца 20 века.

2. Активные процессы в современном русском языке. Данная проблематика актуализируется в исследованиях, связанных с языком прессы и языком художественных текстов, и проявляется в анализе лексических и фразеологических инноваций и особенностей их функционирования (Р.Ю. Намитокова, И.В. Архипова, Е.А. Сокур, Л.В. Копоть, Б.А. Шеожева). Исследованию подвергаются язык и стиль качественных и массовых газет, специализированных журнальных изданий, различных тематических радио- и телепередач, различных видов рекламного текста и т.д. Таким образом, складывается масштабная  публицистическая картина, позволяющая судить об особенностях речевой практики носителей языка с разным уровнем культуры, социального статуса и образования (З.К. Беданокова, С.В. Ляпун, А.А. Адзинова, Е.Д. Шеватлохова и другие).

В процессе наблюдений над функционированием языка в сфере  массовой коммуникации  особое внимание уделяется внутренним и внешним заимствованиям, смене лексических парадигм, семантическим сдвигам, словопроизводству и словотворчеству, стилистическим модификациям.

В контексте междисциплинарного подхода получают эффективное развитие приоритеты современной науки, сделавшей решительный поворот от лингвистики имманентной к лингвистике функциональной, антропоцентрической. Результаты исследований регулярно публикуются в научных изданиях. Члены кафедры принимают участие в региональных (г.Краснодар, г.Ростов-на-Дону, г. Нижний Новгород, г. Уфа), международных (г.Москва, г.Санкт-Петербург) конференциях, конгрессах, в частности в регулярном Международном конгрессе исследователей русского языка.

С 1991 года на кафедре функционирует программа подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению подготовки «Языкознание и литературоведение», профиль «Русский язык».

Научный потенциал и учебно-методические возможности определили открытие в 2016 году подготовку по программе магистратуры «Русский язык: речевая коммуникация в педагогической, деловой и медийной сферах».

3. Сопоставительно-типологические исследования и специфика преподавания русского языка в школах и вузах Республики Адыгея. Проблематика разрабатывается совместно с другими лингвистическими кафедрами и отражается в создании научно-методических пособий и разработке рабочих программ по дисциплинам кафедры, а также в помощь учителям-русистам. В 2000 г. издано пособие «Вопросы русистики в школьном курсе русского языка».

В 2001 г. вышла 1 часть «Комплексного этико-культурологического словаря русского языка» для школ республики Адыгея. Работа над словарем продолжается. В 2003 г. кафедра при поддержке Министерства образования и науки Республики Адыгея на конкурсной основе составило сборник изложений на региональную проблематику «Кавказ: горы и люди», а издан был в 2004 г. В 2006 г.  вышел второй сборник изложений и сочинений «Кавказ: горы и люди».

Кафедра является членом РОПРЯЛ, в сентябре  2009 года на базе кафедры прошёл научно-практический семинар «Русский язык в социокультурном и образовательном пространстве республики Адыгея». В апреле 2015 года - научно-практическая конференция для школьников «Русская словесность и современное общество», в октябре 2015 года проводился научно-практический семинар «Актуальные проблемы речевой коммуникации в поликультурном пространстве Республики Адыгея». Члены кафедры принимают участие в ежегодных семинарах, конференциях, конгрессах и ассамблеях под эгидой РОПРЯЛа  и МАПРЯЛа (Р.Ю. Намитокова, , А.А. Адзинова, З.К. Беданокова, Е.А. Сокур).

На базе кафедры русского языка совместно с другими лингвистическими кафедрами АГУ разработана концепция и программа Научно-образовательного центра русского языка и методики его преподавания в АГУ.

 

Кафедра общего языкознания

В 1995 г. сформировалась как самостоятельное подразделение кафедра языкознания и истории языка.

В статусе подразделения филологического факультета перед кафедрой открылись широкие перспективы. Эти возможности были реализованы с полна, что наглядно прослеживается по темпам совершенствования структуры и роста кадров кафедры: фактически она стала ведущей общеуниверситетской кафедрой АГУ.

Со дня основания кафедру возглавила выпускница АГПИ (ныне АГУ) кандидат филологических наук, профессор Л.Х. Цыпленкова.

С 2000 г. Кафедрой заведует А.Н. Абрегов, выпускник Тбилисского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, академик, почетный работник высшего образования России. Он относится к той  группе ученых и преподавателей, по которым определяется научно-исследовательский уровень лингвистической науки Республики Адыгея.

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты. Доктор филологических наук, профессор А.Н. Абрегов занимается проблемами лексикологии и лексикографии, семасиологии, словообразования и этимологии разносистемных языков:  доктор филологических наук, профессор М.П. Ахиджакова успешно ведет теоретические исследования в области общего языкознания: кандидат филологических наук, профессор Л.Х. Цыпленкова плодотворно работает в таких областях как фонетика и фонология, типология и билингвизм:  кандидат филологических наук, доцент А.Ю. Баранова разрабатывает проблемы лексикологии: кандидат филологических наук, доцент З.Г. Теучеж ведет научную деятельность по исследованию парафразы и перифразы: кандидат филологических наук, доцент М.Р. Напцок завершает работу над докторской диссертацией, а ст.преп. А.Н. Новиков и ассистент Г.А. Мелконян над кандидатскими диссертациями.

Преподаватели кафедры ведут занятия по латинскому, древнегреческому и древнерусскому языкам, читают курсы лекций, проводят семинарские и практические занятия по старославянскому языку, исторической грамматике русского языка, истории русского литературного языка, истории лингвистических учений. Курсы «Введение в языкознание», «Общее языкознание» и «История языкознания». Преподавателями кафедры читаются не только на филологическом факультете, но и на других гуманитарных факультетах университета.

Основная цель многоуровневой системы – подготовка широкообразованных людей, готовых работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения.

Преподаватели кафедры переработали учебно-методические комплексы изучаемых предметов в бакалавриате с целью обеспечения должного качества обучения профессиональных дисциплин.

Для лучшего усвоения теоретического материала учебно-методические комплексы переработаны с учетом модульного обучения. Произведена разбивка учебного материала на отдельные взаимосвязанные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос.

Преподаватели кафедры учитывают, что главным инструментом реструктуризации основных образовательных программ высшей школы становится зачетная единица, которая включает в себя не только аудиторные занятия, но и самостоятельные работы, а также контрольные мероприятия. Поэтому придерживались четкого планирования учебной нагрузки. Преподаватели готовы к тому, что каждый час самостоятельной работы студента должен быть расписан: Система зачетных единиц (предметов) становится образовательной технологией.

Поэтому источником качества образования выступает сопряжение модульной структуры учебно-методических комплексов с зачетными единицами.

Для повышения эффективности обучения новые пути, которые ищут преподаватели кафедры общего языкознания. Преподаватели ищут новый подход к планированию семестровой работы и перейти на использование бально - рейтинговой оценки, гарантирующей прозрачность контроля знаний и его объективности. Они идут по пути индивидуализации учебного процесса.

Есть попытки перехода к использованию новых образовательных технологий – электронных учебных материалов, современных эффективных методик. Здесь есть еще над чем поработать.

Преподаватели кафедры осознают, что роль преподавателя изменилась: он обеспечивает студента методическими материалами для самостоятельной работы, мотивируя его к учебе, выступает не столько транслятором знаний, сколько сопровождающим учебный процесс и консультантом.

Второй ступенью многоуровневой системы образования является магистратура, к успешной реализации которой готовится кафедра общего языкознания.