Проректор по научной работе

     Шаханова Ангелина Владимировна, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РА, зав. кафедрой физиологии, с 1998 г. проректор по научной работе АГУ.

     Работает в АГУ с 1972 г. после окончания Адыгейского государственного института и имеет научно-педагогический стаж работы в вузе 42 года. С 1972 г. по 1976 г. работала ассистентом кафедры зоологии факультета естествознания Адыгейского государственного педагогического института. В 1976 г. поступила в очную аспирантуру Института возрастной физиологии РАО (АПН СССР). В 1980 г. защитила под руководством д.м.н., акад. РАО Д.В. Колесова диссертацию «Развитие соматотропной функции гипофиза у мальчиков 9-17 лет в процессе полового созревания» на соискание учёной степени кандидата биологических наук по специальности 03.03.01 – физиология. В 1986 г. А.В. Шахановой присвоено учёное звание доцента. В 1998 г. в диссертационном совете Института возрастной физиологии РАО (г. Москва) А.В. Шаханова защитила докторскую диссертацию «Влияние расширенного двигательного режима на онтогенетическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков» по специальности 03.03.01 – физиология. В 1998 г. была переведена на должность профессора кафедры физиологии. Учёное звание профессора по кафедре физиологии человека и животных присвоено в 2003 г.

 

А.В. Шаханова является одним из известных специалистов по разработке фундаментальных направлений в области теории онтогенеза и адаптации. Под её руководством на базе учебно-исследовательской лаборатории «Физиология развития ребёнка» работает коллектив исследователей из студентов, аспирантов и преподавателей различной научной квалификации. Высокий уровень научных результатов, объективное признание научной школы, руководимой А.В. Шахановой, подтверждается печатными трудами, дипломами, медалями и другими документами за участие во Всероссийских конкурсах на лучшую НИР среди студентов и аспирантов в системе Минобразования и науки РФ и РАН; участием в выполнении исследований по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», по ведомственным целевым программам, по ЕЗН в рамках тематического плана НИР Минобрнауки РФ. Участие в аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2010) позволило расширить научный коллектив за счёт молодых учёных, студентов и аспирантов. Для выполнения научно-исследовательских работ на базе лаборатории «Физиология развития ребёнка» при непосредственном участии проф. А.В. Шахановой создана современная экспериментальная база, позволяющая на высоком уровне проводить научно-методологическом и методическом исследования в рамках подготовки докторских и кандидатских диссертаций.

 

За успешный и добросовестный труд А.В. Шаханова удостоена в 1988 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР Медали «Ветеран труда», награждена в 1990 г. почётным знаком Министерства народного образования «Отличник народного образования», в 2001 г. Министерством образования РФ - знаком «За развитие научно-исследовательской работы студентов», а в 2004 году ей присвоено звание «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея».

Об эффективности научной и учебно-методической работы А.В. Шахановой свидетельствуют более 120 публикаций. Под научным руководством А.В. Шахановой открыта аспирантура по специальности 03.03.01. – физиология. А.В. Шаханова является Председателем диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 03.03.01 – физиология (биологические науки), созданного при АГУ в 2008 году.


 

СПИСОК научных и учебно-методических работ д.б.н., профессора А.В. Шахановой


 

1. Шаханова, А.В. Реакция гипофиза у детей на стрессовое воздействие / А.В. Шаханова // Проблемы физиологии развития: мат. научной конференции. - М., 1976. - С. 80-82.

2. Концентрация соматотропина и кортизола в плазме крови у детей в условиях стресса / А.В. Шаханова [и др.] // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы I научной конференции «Физиология развития человека» - М., 1977. - С. 137-138.

3. Шаханова, А.В. Сравнительная оценка динамики соматотропина и кортизола в плазме крови у детей в условиях стресса / А.В. Шаханова // Морфо-функциональные особенности растущего организма ребёнка. - М., 1978. - С. 65-67.

4. Шаханова, А.В. Характеристика соматотропной функции гипофиза у мальчиков / А.В. Шаханова // Новые исследования по возрастной физиологии. – М., 1979. - №1 (12). – С. 73-77.

5. Шаханова, А.В. Соматотропная функция гипофиза мальчиков на начальной и завершающей стадии полового созревания / А.В. Шаханова // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1980. - №2 (15). – С. 73-75.

6. Шаханова, А.В. Особенности реакции гипофиза на физическую нагрузку у мальчиков в процессе полового созревания / А.В. Шаханова, Д.В. Колесов // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1981. - № 2 (17). - С. 52-56.

7. Шаханова, А.В. Сравнительный анализ реакции гипофиза (по СТГ) и коры надпочечников (по кортизолу) на различные нагрузки у мальчиков 7-17 лет / А.В. Шаханова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: тезисы II Всесоюзной конференции “Физиология развития человека”. - М., 1981. - С. 156-167.

8. Шаханова, А.В. Взаимодействие физиологии эндокринной системы с медициной / А.В. Шаханова // Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины. - М., 1982. - С. 92-95.

9. Шаханова, А.В. Физическая работоспособность как интегральный показатель адаптации школьников к физическим нагрузкам на уроках физической культуры в школе школьной гигиене / А.В. Шаханова, И.И. Чвань // Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983г., г. Одесса) – М., 1983. – С. 54.

10. Шаханова, А.В. Возрастные особенности зависимости уровня физической работоспособности PWC170 от уровня функциональной активности гипофиза (по СТГ) и соматического развития мальчиков / А.В. Шаханова // Проблемы общей и возрастной физиологии в педагогических вузах страны: Тезисы Всесоюзной конференции. – Ставрополь, 1983. – Ч. 1. - С. 94-95.

11. Шаханова, А.В. Физиолого-гигиенический анализ соматического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у юных баскетболистов / А.В. Шаханова // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. - Ташкент, 1983. - Ч.1. - С. 75-76.

12. Шаханова, А.В. Морфо-гормональные взаимоотношения в период полового созревания у школьников Крайнего Севера / А.В. Шаханова, В.И. Чемоданов // Функциональная морфология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции “Проблемы общей и медицинской антропологии”. - Новосибирск, 1984. – С. 75-76.

13. Шаханова, А.В. Учитывая возрастные особенности / А. В. Шаханова, И.И. Чвань // Физическая культура в школе. - 1984. - № 12. - С. 12-13.

14. Шаханова, А.В. Особенности адаптации организма школьников к физической нагрузке в течение учебного года в зависимости от степени половой зрелости и режима двигательной активности / А.В. Шаханова // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности: тезисы докладов XVII Всесоюзной научной конференции. - М., 1984. - С. 248.

15. Шаханова, А.В. Влияние двигательной активности на растущий организм школьников и медико-биологические основы гигиенического нормирования физических нагрузок / А.В. Шаханова // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции. - М., 1984. - С. 114-115.

16. Шаханова, А.В. Исследование связи между показателями физической работоспособности, характером гормональной активности в плазме, хронологическим и биологическим возрастом детей и подростков / А.В. Шаханова, Д.В. Колесов, В.И. Чемоданов // Взаимодействие эндокринных желез в адаптации к мышечной деятельности. - Тарту, 1985. - Вып. 702. - С. 23-34.

17. Особенности физического развития и адаптационных возможностей организма юных спортсменок в период полового созревания / А.В. Шаханова [и др.] // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: тезисы III Всесоюзной конференции “Физиология развития человека”. - М., 1985. - С. 390-391.

18. Шаханова, А.В. Философско-методологическая концепция онтогенеза / А. В. Шаханова // Методологические проблемы преподавания биологических дисциплин в ВУЗе: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. - Мелитополь, МПИ, 1986. - С. 64-65.

19. Шаханова, А.В. Эндокринные влияния на адаптацию к физическим нагрузкам у юных спортсменов в связи с половым созреванием / А.В. Шаханова, И.И. Чвань // Эндокринные механизмы регуляции приспособления организма к мышечной деятельности: Тезисы докладов республиканского симпозиума. - Тарту, 1987. - С. 110-112.

20. Шаханова, А.В. Некоторые аспекты формирования диалектико-материалистического мировоззрения у студентов в процессе преподавания курса ”Возрастная физиология” / А. В. Шаханова // Научно-мировоззренческая направленность преподавания общенаучных дисциплин: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Нальчик, 1989. - С. 94-97.

21. Шаханова, А.В. Влияние биологического возраста на характер проявления наследственных хронических заболеваний и на уровень адаптации к стресс–воздействиям / А.В. Шаханова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: тезисы IV Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». - М., 1990.- С. 312-313.

22. Шаханова, А.В. Влияние двигательного режима на соматическое развитие и физическую подготовленность юных футболистов 10-16 лет / А.В. Шаханова // Эндокринные механизмы регуляции мышечной деятельности: тезисы Международного симпозиума. - Тарту, 1991. - С. 101-102.

23. Шаханова, А.В. Возрастные и биологические особенности соматического развития, физической подготовленности школьников 9-17 лет в условиях расширенного двигательного режима / А.В. Шаханова, И.И. Чвань // Физическое воспитание и школьная гигиена: тезисы IV Всесоюзной конференции. – Архангельск, 1991. - Ч. 2. - С. 281-282.

24. Шаханова, А.В. Медико-биологическая оценка влияния двигательной активности в режиме продленного дня школьника на половое и физическое развитие школьников: учебно-методическое пособие / А. В. Шаханова И.И. Чвань. - Майкоп, 1991. - 58 с.

25. Шаханова, А.В. Морфофункциональные критерии эффективности тренировочного процесса юных футболистов / А.В. Шаханова, Н.Н. Квятковский, И.И. Чвань // Новости антропологии и антропоэкологии: Ежеквартальный научно-информационный вестник. - Винница, 1992. - N 1. - С. 11-12.

26. Шаханова, А.В. Влияние спортивной гиперкинезии на соматическое развитие и физическую подготовленность школьников / А.В. Шаханова, Т.А. Филиппова, В.И. Чемоданов // Психолого-педагогические, медико-антропологические и гипнологические аспекты профессиональной подготовки специалистов: Материалы конференции / отв. за вып. Е.С. Волкова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1993.

27. Шаханова, А.В. Медико-биологическая оценка влияния расширенного двигательного режима на физическое развитие девочек / А.В. Шаханова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт учащихся в изменившемся мире: Научно-практическая конференция. - Караганда, 1993. - С. 31-32.

28. Физиология подростка и состояние / А.В. Шаханова [и др.] // Гипнология и интегральная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтической практики: материалы Международной научно-практической конференции. - Майкоп, 1994. - С. 303-307.

29. Шаханова, А.В. Взаимосвязь соматического развития и физической работоспособности с отдельными гормонами в процессе полового созревания мальчиков / А.В. Шаханова // Интеграция механизмов регуляции висцеральных функций: Материалы Всероссийского симпозиума. – Краснодар, 1994. – С. 94-95.

30. Шаханова, А.В. Роль использования психофизиологических методик для формирования личности / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Развитие личности в процессе педагогической деятельности: тез. докладов XII научно-практической конференции ВУЗов Юга России. - Майкоп, 1994.

31. Шаханова, А.В. Двигательная активность как фактор биологической стимуляции физического развития и совершенствования механизмов адаптации ребёнка / А.В. Шаханова // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: Материалы научной конференции. - Нальчик, 1995. - С. 202-208.

32. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации организма юных спортсменов к физической нагрузке /А.В. Шаханова [и др.] // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: Материалы Всероссийской научной конференции. – Нальчик, 1995.

33. Шаханова, А.В. Адаптация организма детей к физическим и умственным нагрузкам / А.В. Шаханова, О.К. Куринская // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: (Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. 25-27 апреля) - Карачаевск, 1996. - С. 132-135.

34. Шаханова, А.В. Особенности адаптации организма первоклассников в связи с изучением национального языка / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Д.А. Куашева // Тезисы I Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». – Пятигорск, 1996. - С. 36-38.

35. Шаханова, А.В. Влияние различных видов учебных нагрузок на организм студентов / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: IV годичные собрания Южного отделения РАО и ХVI региональные психолого-педагогические чтения Юга России: Тезисы докладов. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. - С. 140.

36. Адаптация детей младшего школьного возраста к физическим нагрузкам в условиях альтернативных программ обучения / А.В. Шаханова [и др.] // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: Международная научно-практическая конференция – Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. - С. 73-75.

37. Шаханова, А.В. Факторы риска онтогенетического развития детей и подростков / А.В. Шаханова, Т.А. Филиппова, О.К. Калашникова // Региональная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: (Материалы конференции) – Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. - С. 121-123.

38. Шаханова, А.В. Влияние расширенного двигательного режима на онтогенетическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков: автореф. дисс. д-ра биол. наук / А.В. Шаханова – М., 1998. – 50 с.

39. Шаханова, А.В. Некоторые методы контроля процесса адаптации и дезадаптации школьников к физическим нагрузкам / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Материалы научно-практической конференции «Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе». - Майкоп: РИПО «Адыгея», 1998. - С. 96-98.

40. Шаханова, А.В. Некоторые методы контроля процессов адаптации и дезадаптации школьников к физическим нагрузкам / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе: материалы научно-практической конференции, посвященной 5-летию АГУ.– Майкоп: РИПО «Адыгея», 1998.

41. Шаханова, А.В. Нейродинамический статус и биологический возраст детей младшего школьного возраста в условиях интеграции новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А.В. Шаханова, О.В. Конева // Северо-Кавказская региональная научная конференция «Перспектива-99». - Нальчик, 1999. - С. 262-263.

42. Шаханова, А.В. Особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста в условиях вариативных форм организации учебного процесса / А.В. Шаханова, Н.В. Князева // Северо-Кавказская региональная научная конференция «Перспектива-99». - Нальчик, 1999. – С. 261-262.

43. Шаханова, А.В. Особенности роста и развития мальчиков 9-17 лет в условиях различных режимов двигательной активности / А.В. Шаханова // Вестник АГУ [Майкоп]. - 1999. - № 3 – С. 48-54.

44. Шаханова, А.В. Влияние вариативных форм организации учебного процесса на физическую подготовленность младших школьников / А.В. Шаханова, Д.А. Куашева, М.Н. Силантьев // Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки». Международная научная конференция - Нальчик, 1999. - С. 135-136.

45. Физиологическая оценка влияния вариативных форм обучения на функциональные возможности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста / А.В. Шаханова [и др.] // Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки». Международная научная конференция - Нальчик, 1999. - С. 136-138.

46. Шаханова, А.В. Особенности развития двигательных возможностей у детей младших классов в условиях интеграции новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А.В. Шаханова, Д.А. Куашева, Е.С. Лопаткин // Физкультурно-оздоровительная работа в звеньях системы образования. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Калининград, 1999. - С. 40-41.

47. Шаханова, А.В. Адаптация и здоровье детей и подростков в зависимости от влияния биологических и социальных факторов / А.В. Шаханова // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: Мат. конференции. - Майкоп, 1999. - С. 268-269.

48. Шаханова, А.В. Валеологический мониторинг в условиях обучения детей младшего школьного возраста по вариативным образовательным и физкультурно-оздоровительным программам / А.В. Шаханова, Д.А. Куашева, Т.В. Глазун // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: мат. конференции. - Майкоп, 1999. - С. 269-272.

49. Шаханова, А.В. Роль физкультурно-оздоровительных моделей в структуре инновационных систем обучения в начальной школе / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Материалы III Международной научно-практической конференции «Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в звеньях системы образования». – Калининград, 1999. – С. 40-41.

50. Шаханова, А.В. Биоритмология в онтогенезе / А.В. Шаханова // Материалы VII международной конференции «Циклы природы и общества», посвящ. памяти В.Д. Чурсина. - Ставрополь, 1999 г. – С. 33.

51. Шаханова, А.В. Роль физкультурно-оздоровительных моделей в структуре инновационных систем обучения в начальной школе / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Физкультурно-оздоровительная работа в звеньях системы образования: Материалы III Международной научно-практической конференции. – Калининград, 1999. – С. 40-41.

52. Шаханова, А.В. Умственная работоспособность младших школьников в условиях интеграции образовательных и физкультурно-оздоровительных программ обучения / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Материалы международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО «Физиология развития человека» - М.: Изд-во НПО «Образование от А до Я», 2000. - С. 443-444.

53. Физическая подготовленность учащихся в условиях применения новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А.В. Шаханова [и др.] // Материалы международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО «Физиология развития человека» - М.: Изд-во НПО «Образование от А до Я», 2000. - С. 461-473.

54. Шаханова, А.В. Влияние дифференцированных двигательных режимов на онтогенетическое развитие и механизмы адаптации организма / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». - СПб, 2000. – С. 116-117.

55. Шаханова, А.В. Наука и общество / А.В. Шаханова // Аb OVO (от яйца): студенч. научн. журнал АГУ [Майкоп].- 2000. - №1. - С. 6-7.

56. Шаханова, А.В. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на закономерности онтогенетического развития и механизмы адаптации организма / А.В. Шаханова // Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодёжи». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. - С. 73-77.

57. Шаханова, А.В. Состояние и перспектива развития научно-исследовательской деятельности в АГУ / А.В. Шаханова // Ежегодник АГУ – 99/ под ред. Р.Д. Хунагова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. – С. 55-84.

58. Шаханова, А.В. К вопросу организации рационального режима в школе / А. В. Шаханова, О.К. Калашникова // Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодёжи»: материалы конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. - С. 71-73.

59. Физиолого-гигиеническая характеристика морфофункционального развития и физической подготовленности школьников, обучающихся по системе Л.В. Занкова при разных формах организации двигательной деятельности / А.В. Шаханова [и др.] // Валеология. - Ростов-на-Дону, 2001. - № 2. – C. 46-55.

60. Шаханова, А.В. Влияние различных двигательных режимов на онтогенетическое развитие мальчиков / А.В. Шаханова // Валеология. - Ростов-на-Дону, 2001. - № 2. - С. 56-66.

61. Шаханова, А.В. Физиологический мониторинг за состоянием здоровья и физической подготовленностью студентов 1-3 курсов / А.В. Шаханова, Г.Р. Горгиладзе, Н.А. Пальникова // Аb OVO: Студенч. научн. журнал АГУ [Майкоп]. - 2001. - № 2. - С. 75-83.

62. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и адаптивные возможности школьников 2-3 классов при обучении по программе Л.В. Занкова / А.В. Шаханова [и др.] // Международная научно- практическая конференция «Биосфера и человек»: материалы. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 297-298.

63. Шаханова, А.В. Физиологическая адаптация учащихся 2-3 классов лицея к учебным нагрузкам в зависимости от формы дошкольной подготовки / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Т.С. Клиджан // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отд. РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 2001. Ч. II. - С. 223-224.

64. Методика определения физического состояния школьников: учебно-методическое пособие для учителей физической культуры, врачей-педиатров и средних мед. работников / А.В. Шаханова [и др.]. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – 48 с.

65. Шаханова, А.В. Влияние расширенной двигательной деятельности на онтогенетическое развитие / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы VIII годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 2001. - Ч. II. – С. 233-234.

66. Шаханова, А.В. Динамика показателей функционального состояния и биомоторики у девочек 9-15 лет, занимающихся баскетболом и гандболом в режиме ДЮСШ / А.В. Шаханова // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: мат. конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - С. 308-311.

67. Шаханова, А.В. Влияние эндокринного статуса на развитие кардио-респираторной системы у юных футболистов / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Механизмы функционирования висцеральных систем: (Международная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения А.М. Уголева (Санкт-Петербург, 14-16 марта 2001.): тезисы докладов. - СПб: Ин-т физиологии им. И.П. Павлова РАН, 2001. - С. 405-406.

68. Здоровье и физическая подготовленность школьников как фактор эффективности инновационных образовательных программ / А.В. Шаханова [и др.] // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: мат. конференции. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - С. 311-315.

69. Оценка адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы у учащихся 2-3 классов, обучавшихся по программе развивающегося обучения Л.В. Занкова в условиях разных двигательных режимов / А.В. Шаханова [и др.] // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек»: мат. конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - С. 284-285.

70. Особенности влияния расширенного двигательного режима на нейродинамический статус младших школьников, обучавшихся по программе Л.В. Занкова / А.В. Шаханова [и др.] // Международная научно-практическая, конференция «Биосфера и человек»: мат. конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 284-285.

71. Шаханова, А.В. Анализ гемодинамических показателей учащихся 2-3 классов, обучавшихся по программе Л.В. Занкова при различных двигательных режимах / А.В. Шаханова, Т.В. Глазун // Материалы международной научно-практической конференции. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 55-58.

72. Состояние здоровья учащихся 1-х классов в условиях традиционного, раннего интенсивного (по Л.В. Занкову) и компенсирующего обучения / А.В. Шаханова [и др.] // Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона: тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отд. РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 2001. - Ч. II. – С. 231-232.

73. Шаханова, А.В. Влияние расширенной двигательной деятельности на онтогенетическое развитие / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тезисы VIII годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 2001. - Ч. II. – С. 233-234.

74. Шаханова, А.В. О научно-технической политике Адыгейского государственного университета / А.В. Шаханова // Университет: вчера, сегодня, завтра / под ред. Р.Д. Хунагова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001 – С. 38-62.

75. Шаханова, А.В. Результаты научно-исследовательской деятельности / А.В. Шаханова // Основные показатели деятельности Адыгейского государственного университета за период с 1996 по 2001 годы. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 36-71.

76. Шаханова, А.В. Высшая школа – важнейший государственный ресурс интеллектуального потенциала / А.В. Шаханова // Диссертационные исследования преподавателей Адыгейского государственного университета (1996-1991 гг.). – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 4-6.

77. Шаханова, А.В. Наука - инновационный ресурс модернизации образования / А.В. Шаханова // Научные школы, научные направления, научная инфраструктура Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 5-10.

78. Шаханова, А.В. Состояния, проблемы перспективы развитие науки в вузе / А.В. Шаханова // Перечень проектов, представленных преподавателями АГУ в конкурсные комиссии различных научно-технических программ в 2001 году. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – С. 6-10.

79. Шаханова, А.В. Физиология человека и животных [Электронный ресурс]: учебник / А. В. Шаханова. - Сервер локальный компьютерной сети АГУ, 2001.

80. Методика определения физического состояния школьников: учебно-методическое пособие для учителей физической культуры, врачей-педиатров и средних мед. работников / А. В. Шаханова [и др.]. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. – 58 с.

81. Шаханова, А.В. Методология и методика организации НИР / А. В. Шаханова // Об организации научно исследовательской деятельности в АГУ: – Майкоп: Изд-во АГУ, 2001.

82. Шаханова, А.В. Физическое развитие детей и подростков в зависимости от характера полового развития / А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // VI Царскосельские чтения: Междунар. научн.-практ. конференция 23-24 апреля 2002 г. Т. Х. – СПб.: Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2002. - С. 127-129.

83. Особенности динамики общей выносливости и физической работоспособности учащихся 3-6 классов условиях новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А. В. Шаханова [и др.] // Наука и образование: Известия Южного отделения российской академии образования и РГПУ. - Ростов-на-Дону, 2002. - №3 – С. 160-173.

84. Онтогенетические особенности формирования психофизиологических механизмов роста, развития и адаптации детей в условиях вариативных образовательных сред / А. В. Шаханова [и др.] // Валеология. - Ростов-на-Дону, 2002. - №3. - С. 15-21.

85. Исследование механизмов формирования развития и сохранения психофизического здоровья учащихся в динамике обучения по инновационным образовательным и физкультурно-оздоровительным программам / А. В. Шаханова [и др.] // Валеология. - Ростов-на-Дону, 2002. - №3. - С. 9-15.

86. Характеристика функциональных и адаптивных возможностей учащихся 3-6 классов в условиях интеграции инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных программ / А. В. Шаханова [и др.] // Вестник АГУ. – Майкоп, 2002. - №7 – С. 53-66.

87. Шаханова, А.В. Физиологические аспекты физического воспитания в условиях новой концепции физкультурного образования / А. В. Шаханова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: IX годичное собрание Южно-Российского отделения РАО; XXI региональные психолого-педагогические чтения. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2002 - Ч. II. - С. 190-192.

88. Физиологические ориентиры развития вариативного образования / А. В. Шаханова [и др.] // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: IX годичное собрание Южно-Российского отделения РАО; XXI региональные психолого-педагогические чтения - Нальчик: Изд-во КБГУ, – 2002. - Ч. II. - С. 192-194.

89. Шаханова, А.В. НИР кафедры зоологии / А. В. Шаханова // Каталог научных работ Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2002.

90. Особенности динамики общей выносливости физической работоспособности учащихся 3-6 классов в условиях новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А. В. Шаханова [и др.] Наука и образование: Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов-на-Дону, 2002, № 3, - С. 211-222.

91. Шаханова, А.В. Психолого-педагогические и психофизиологические аспекты развития личности при инновационных технологиях обучения/ А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона: тезисы докладов Х Годичного собрания Южного отделения РАО; XXII региональные психолого-педагогические чтения Юга России. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003. - Часть I. – С. 330-332.

92. Шаханова, А.В. Влияние интенсивности регламентированных физических нагрузок на вегетативной статус и физическую подготовленность детей и подростков / Н.Н. Хасанова, Т.А. Схакумидов // III Всероссийская конференция «Механизмы функционирования висцеральных систем». – СПб, 2003.

93. Физиологические технологии формирования функций организма в онтогенезе в условиях различных образовательных и физкультурно-оздоровительных моделей / А. В. Шаханова [и др.] // Международная научно-практическая конференция «Биосфера и человек». – Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – С. 232-236.

94. Шаханова, А.В. Физиологические аспекты адаптации детей и подростков к различным образовательным и физкультурно-оздоровительным технологиям / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, К.Д. Чермит // Валеология. – Ростов-на-Дону, 2003. - № 4. – С. 9-11.

95. Шаханова, А.В. Физиологическая оценка различных моделей физического воспитания учащихся в условиях инновационных программ обучения / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Д.А. Куашева // Современные проблемы педагогики, физической культуры и биомеханики: сборник материалов. - Т.1. «Физическая культура и биомеханика». – Майкоп: Изд-во МГТИ, 2004. – С. 161-163.

96. Работоспособность учащихся в условиях инновационных форм организации образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности / А. В. Шаханова [и др.] // Тезисы докладов XI Южного отделения РАО и XXIII психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов –н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. – Часть III. – С. 297-301.

97. Шаханова, А.В. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной анатомии и физиологии: учебно-методическое пособие / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – 94 с.

98. Шаханова, А.В. Рабочая тетрадь по возрастной анатомии и физиологии: учеб.-метод. пособие для студ.-заочников / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – 94 с.

99. Мониторинг физического состояния детей: методическое пособие / А. В. Шаханова [и др.]. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. –56 с.

100. Модель онтогенетического развития детей и подростков в условиях вариативных образовательных сред / А. В. Шаханова [и др.] // XIX съезд физиологического общества им. И.П. Павлова: тезисы докладов. - СПб, «Наука», – Ч. II. С. – 415; Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – Т. 90. – №8. – С. 415. 2004.

101. Шаханова, А.В. Физиологическая оценка различных моделей физического воспитания учащихся в условиях инновационных программ обучения / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Д.А. Куашева // Современные проблемы педагогики, физической культуры и биомеханики: сборник материалов. – Т. 1. «Физическая культура и биомеханика». – Майкоп: Изд-во МГТИ, 2004. – С. 161-163.

102. Работоспособность учащихся в условиях инновационных форм организации образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности / А. В. Шаханова [и др.] // XI Южное отделение РАО и XXIII психолого-педагогические чтения Юга России: тезисы докладов. – Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. – Часть III. – С. 297-301.

103. Мониторинг физической работоспособности учащихся в условиях инновационной среды / А. В. Шаханова [и др.] // Новые исследования: Междунар. Науч. конф. «Физиология развития человека», посвящённая 60-летию Института возрастной физиологии РАО: мат. конф. – № 1-2. – М., 2004. – С. 421-422.

104. Адаптация учащихся 1-3 классов к учебным нагрузкам в условиях различных инновационных и традиционных форм обучения / А. В. Шаханова [и др.]// Новые исследования: Междунар. Науч. конф. «Физиология развития человека», посвящённая 60-летию Института возрастной физиологии РАО: мат. конф. – № 1-2. – М., 2004. – С. 396.

105. Шаханова, А.В. Внутренняя гармония организма человека / А. В. Шаханова, К.Д. Чермит // Новые исследования: Междунар. Науч. конф. «Физиология развития человека» посвящённая 60-летию Института возрастной физиологии РАО: Матер. конф. – М., 22-26 ноября 2004, – № 1-2. – 2004. – С. 412.

106. Шаханова, А.В. Организация НИРС в АГУ: опыт и проблемы / А. В. Шаханова // Вестник АГУ. – 2004. – № 3-4 (14-15).

107. Состояние здоровья детей и его динамика в условиях инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А. В. Шаханова [и др.] // Валеология. - Ростов-на-Дону, 2005, № 1.- C. 36-45.

108. Функциональные и адаптационные возможности организма учащихся 1-6 классов в условиях обучения по инновационным образовательным и физкультурно-оздоровительным программам / А. В. Шаханова [и др.] // Научн. Труды I Съезда физиологов СНГ / под. ред. проф. Р.И. Сепиашвили. – т.1. – М.: Медицина – Здоровье, 2005, с. 146.

109. Шаханова, А.В. Прогностические возможности вурфа / А. В. Шаханова, К.Д. Чермит, Е.К. Аганянц // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 2. - С. 9-18.

110. Шаханова, А.В. Функциональное состояние организма учащихся в условиях применения вариативных образовательных технологий / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Т.В. Глазун // V Всеросс. Научно-практич. конф. «Здоровье ребёнка и пути его формирования и защиты» 21-23 ноября 2006 г. – Липецк, 2006. – С. 100-101.

111. Показатели работоспособности и состояния здоровья учащихся 1-3-х классов в условиях модернизации начальной школы / А. В. Шаханова [и др.] // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: XIV годичное собрание Южного отделения РАО, XXVI психолого-педагогические чтения Юга России. – Ростов-на-Дону. – 2007. – С. 207-214.

112. Показатели работоспособности и состояния здоровья учащихся 1-3-х классов в условиях модернизации начальной школы / А. В. Шаханова [и др.] // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов – н/Д: ПИ ЮФУ. – 2007. – Часть IV. – С. 207 – 214.

113. Шаханова, А.В. Особенности функционального состояния кардио-респираторной системы у юных футболистов 10-15 лет / А. В. Шаханова, И.С. Беленко, А.А. Кузьмин // Механизмы функционирования висцеральных систем: тезисы V Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой 100-летию со дня рождения В.Н. Черниговского. – Санкт-Петербург. – 2007. – С. 354-355.

114. Шаханова, А.В. Психофизиологические особенности и механизмы адаптации к повышенной мышечной деятельности у юных футболистов ДЮСШОР / А. В. Шаханова, И.С. Беленко // Вестник АГУ. Серия Естественно-математические и технические науки. – 2007. – С. 141-146.

115. Шаханова, А.В. Функциональное состояние организма учащихся в условиях применения вариативных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий / А. В. Шаханова, Т.В. Глазун // Вестник АГУ. Серия Естественно-математические и технические науки. – 2007. – С. 147-158.

116. Шаханова, А.В. Инновационные образовательные технологии, двигательная активность, адаптация / А. В. Шаханова, М.Н. Силантьев. – Майкоп: ООО «Качество», 2007. – 151 с.

117. Шаханова, А.В. Онтогенез и морфофункциональный статус детей и подростков в процессе адаптации к повышенным физическим нагрузкам / А. В. Шаханова Н.Н. Хасанова, М.Н. Силантьев // XX съезд физиологического общества им И.П. Павлова. – М.: Издательский дом «Русский врач». – 2007. – С. 481-482.

118. Шаханова, А.В. Образование и здоровье: физиологические аспекты / А. В. Шаханова, Т.В. Глазун. – Майкоп, изд-во АГУ, 2008, – 195 с.

119. Шаханова, А.В. Здоровьесбережение в Адыгейском государственном университете: комментарии и иллюстрации / А. В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Ф.К. Тугуз. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 20 с.

120. Шаханова, А.В. Образование и здоровье: физиологические аспекты / А. В. Шаханова, Т.В. Челышкова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 195 с.

121. Шаханова, А.В. Здоровьесберегающий потенциал образования / А. В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова. – Майкоп: Аякс, 2008. – 145 с.

122. Развитие функционально-адаптивных возможностей организма у мальчиков 10-15 лет в процессе футбольного тренинга / А. В. Шаханова [и др.] // Научные труды II Съезда физиологов СНГ. – Кишинэу, 2008. – С. 272-273.

123. Шаханова, А.В. Возрастная динамика вариабельности сердечного ритма юных спортсменов 10-15-летнего возраста на примере футбола и баскетбола / А. В. Шаханова, А.А. Кузьмин //Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2008. –№ 4. – С. 90-95.

124. Шаханова, А.В. Особенности адаптации системы внешнего дыхания и повышенной мышечной деятельности у юных спортсменов игровых видов спорта с различными соматическими типами / А. В. Шаханова, И.С. Беленко // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2008. – № 4 – С. 96-104.

125. Шаханова, А.В. Системные механизмы адаптации детей и подростков в условиях расширенного двигательного режима / А. В. Шаханова, Н.Н. Хасанова // Физиологические проблемы адаптации: сб. науч. ст. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – С. 204-205.

126. Шаханова, А.В. Особенности адаптации ЦНС и функции внешнего дыхания к повышенной мышечной деятельности у юных спортсменов игровых видов спорта / А. В. Шаханова, И.С. Беленко // Наука. Образование. Молодёжь: материалы V Всерос. науч. конф. молодых учёных, 8-9 февраля 2008 г. Т. III. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С. 11-16.

127. Шаханова, А.В. Влияние спортивной деятельности на онтогенетическое развитие и функционально-адаптивные возможности юных спортсменов на примере футбола и баскетбола / А.В. Шаханова, А.А. Кузьмин // Наука. Образование. Молодёжь: материалы V Всерос. науч. конф. молодых учёных, 8-9 февраля 2008 г. Т. III. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С. 31-36.

128. Шаханова, А.В. Функционально-адаптивные особенности кардиореспираторной системы как индикатор состояния здоровья юных спортсменов / А. В. Шаханова, И.С. Беленко, А.А. Кузьмин // Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодёжи: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., 24-26 сентября 2008 г. –Брянск: Десяточка, 2008. – С. 248-260.

129. Шаханова, А.В. Молодёжь – будущее Российской науки / А. В. Шаханова, С.А. Ляушева // Всероссийская научная конференция молодых учёных: сб. материалов. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – С. 8-12.

130. Функциональные и адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения / А. В. Шаханова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета – 2008. – № 9. – С. 57-67.

131. Шаханова, А.В. Психофизиологический профиль и вегетативный статус у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет, занимавшихся в режиме ДЮСШОР / А. В. Шаханова, И.С. Беленко, А.А. Кузьмин // Вестник Адыгейского государственного университета – 2008. – № 9. – С. 75-86.

132. Шаханова, А.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Физиология человека и животных»: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова. - Майкоп: изд-во АГУ, 2009. – 58 с.

133. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов в условиях применения различных форм контроля знаний / А. В. Шаханова [и др.] // Фундаментальные исследования в биологии и медицине: сборник научных трудов. – вып. 6. – Ставрополь: изд-во СевКав, 2009. – С. - 176-185.

134. Шаханова, А.В. Физическое развитие и здоровье студентов в динамике обучения / А. В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова // Международная научная конференция «Научные основы развития концепции охраны здоровья здорового человека» в рамках Международного научного конгресса «Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей». – Тамбов, 4-5 декабря 2008, ТГУ им. Г.Р. Державина.

135. Связь физической работоспособности с соматическим и половым развитием, направленностью тренировочного процесса у юных футболистов и баскетболистов 10-17 лет / А. В. Шаханова [и др.] // Новые исследования. – № 2 (19). – 2009. – С. 121-122.

136. Особенности функционального состояния и здоровья студентов в динамике обучения / А. В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблема и пути решения)». - Москва, 26-27 мая 2009 г. Издат. Научный центр здоровья РАМН. – 2009. – С. 475-476.